Исследование по увеличению эко эффективности на примере нейлоновых ковров
Автор Волтер Р. Стэйхел
Продакт Лайф Инститьют, Женева
1. Введение
Социальное давление с Северной Америке, домашнем рынке DuPont de Nemours, сконцетрировано в 2 областях: во-первых, воздействие имеет тенденцию снижать количество городского сжатого мусора, который в Северной Америке, в основном идет на мусорные свалки. Во-вторых, это давление подстегивает к пост потребительскому перерабатыванию отходов, тем самым создавая больший рынок для материалов, избавленных от участи быть отправленными на свалку и быть сожженными.
DuPont de Nemours – это один из крупнейших производителей полиамидных сырьевых материалов, полимеров, волокон, а также химическая компания, занимающаяся инновациями в поле экономически рациональных стратегий. Совместная исследовательская программа с US EPA в 1993 обнаружила, что наилучшие экономические решения появляются, когда правительства устанавливают приоритеты и реалистичные цели, и когда промышленность осознает ответственность на себе за исполнение оных самым эффективным способом, - как заметил Поль Тибо, Вице-президент DuPont, ответственный за безопасность, здравохранение и окружающую среду. Общий урок, почерпнутый из исследования, то, что стратегии по минимизации отходов необходимо понимать в более широком смысле. Во многих случаях, только очень большое внимание ко всему прцессу может привести к желательным результатам.
Полиамиды в Северной Америке, главный элемент при производстве ковров (включая полноповерхностное ковровое покрытие в промышленных, коммерческих и жилых помещениях). Становится ясно, что большие объемы использованного коврового покрытия можно перерабатывать, и оно будет значимым ресурсом полиамида. Из каждых 1,5 миллионов тонн использованного ковра, который ежегодно отправляется на свалки, порядка 1,2 миллионов тонн содержат нейлоновое волокно, волокна полиамида 66 и полиамида 6. Поскольку лицевое волокно это только половина массы ковра, это означает потенциально 600 000 тонн волокон полиамидов досттупны для восстановления ежегодно. Остаток нейлонового ковра – это 120 000 тонн фактически только полипропилена, 420 000 тонн держащего латекса, 30 000 тонн краски, пигментации, антистата и прочего. И очень важно, значительное, но непостояное, количество грязи.
«Партнерство по перерождению ковров», такое название носит проект DuPont по восстанавлению высоко чистых нейлоновых мономеров из этой горы грязных использованных ковров. Эта стратегия основана на более широкой ответственности продуцента за свою продукцию, ее возврат и переработку. В дополнение, оно принимает доброохотную частичную ответственность «от истока к истоку» за купленный продукт, поскольку половина восстанавливаемого продукта может быть из других материалов, и экономически может быть нерентабельна.
В самом начале этого проекта в начале 90-х DuPont проанализировал технико-экономическую рентабельность различных методов восстановления нейлоновых ковров: механическую переработку, диполимеризацию и химическую переработку. Они все имеют различную стоимость (обработка, логистика и отсутствие расходов на утилизацию), различные доходы от перепродажи получившихся материалов, которые решительно повлияю на будущее переработки ковров.
2. Цели и приоритеты при достижении намеченного
Экологически рациональная экономика фокусирует внимание на оптимизации функционирования продуктов и услуг, и таким образом, на управлении существующих ценностей (благ, знаний, природных ресурсов). Экономической целью такой эко рациональной структуры является «получение максимально возможного на самый долгий возможный период времени при наименьшем потреблении ресурсов и энергии».
С одной стороны, эко рациональное общество, которого эко рациональная экономика является неотьемлимой частью, основана на нескольких принципах:
- Эко поддерживающая система или сохранение природы
- Токсикология (качественное)
- Продуктивность ресурсов (поток материала, количественное)
- Социальная и культурная экология
А. Замкнутая материальная цепь (переработка) и
Б. Замкнутая цепь ответственности (оптимизация продукта по схеме от истока к истоку, расширенная ответственность продуцента, возврат использованного продукта)
Первое (А) – это стратегия, которая оставляет технические и организационные проблемы свободному рынку, которая может работать в случае зарабатывания денег на переработке. Второе (Б) – это стратегия «внутреннего обеспечения», при которой у продуцента в руках все внешние расходы, вовлеченные в производство и избавление от продукта или материалов, включая стоимость распределения и принятия назад. Стратегия от истока к истоку неизбежно поставит под вопрос рентабельность производства и продажи продуктов с малым жизненным циклом. Альтернативы, как проиводство и продажа утилизации долгожизненных продуктов, или продажа результатов утилизации продуктов, а не самих продуктов, может дать продуценту стратегическое преимущество и экономический стимул тем, кто увидит преимущества этого первым – лучшие позиции на рынке и устойчивое развитие для фирмы – вот плоды этой стратегии.
3. Устойчивое развитие, нефтехимическая промышленность и ковры
Принимая во внимание первый принцип устойчивости в развитии, вопрос нефти как невозобнавляемого русурса – это пример науки, попавшей под влияние культурных ценностей – вопрос, который интенсивно дискутируется в таких странах, как Индия, хотя еще не прижился на Западе. Кроме того, культурные различия в определении рациональности в развитии в случае невозобновляемых ресурсов между Европой и США тоже могут подразумевать под собой не одно и то же ( вопрос рациональных ресурсов, определенный в абсолютных понятиях в сравнении с рациональными ресурсами, определенными как отсутствие уменьшения известных запасов).
Нефтехимическая промышленность прекрасно знает о вопросах токсичности, второй принцип «рациональности в устойчивом развитии», в процессе производства. Концепция более чистого производства могла бы развиться в химической промышленности, перед тем как стать одним из первых концептов промышленной экологии, изучаемой в промышленности в целом.
Вопрос ресурсной продуктивности, третий принцип «рациональности в устойчивом развитии», имеет свои присущие системе ограничения в случае промышленности ковров. Самое эффиктивное решение, опция нуль (не иметь ковров), в современном строительстве зачастую неправильное решение – в сравнении с другими строениями, гле используются деревянные паркетины. Стратегии более долгого использования могут в первую очередь быть приняты через установку высококачественных ковров, которые легко чистить; в некоторых моментах также используя ковровые квадраты, которые легко можно заменить в случае необходимости (износ или загрязнение). Повторное использование главным образом сводится к ковровым квадратам, используемым в выставочных залах. Повторное использование материала нейлоновых ковров для других целей – может иметь смысл для натуральных материалов, таких как повторное использование шерсти в сельском хозяйстве (закрывая естественный цикл) – менее возможно.
4. Замыкание циклов
Стратегия замыкания обоих циклов, посредством возвращения товаров и переработки, является, судя по всему, наилучшей экологической стратегией для нейлоновых ковров, так как влияние на природу сведено к минимуму. Если нефть принимать как невозобновляемый ресурс, это несет в себе положительного влияния на первый принцип «рациональности в устойчивом развитии». Стратегия «возвращай – мы переработаем» таким образом превращает мышление линейной экономики, где материалы, так же как и ответственность за товары, переходит от продуцента к покупателю в момент покупки, в более рациональное мышление касающееся экономических цепей. Следующие понятия включены для ясности:
УТИЛИЗАЦИЯ означает замыкание материальных цепей, чтобы уменьшить экологический вред в обоих крайних точках линейной экономики, то есть сократить истощение ресурсов и объемы выброса отходов. Во многих случаях утилизация, тем не менее, не будет экономически жизнеспособна и нуждается в закреплении обязательства принимать использованный товар обратно.
ВОЗВРАТ ТОВАРА означает замыкание цепи ответственности за продукт посредством использования продукта на выброс в точке его наивысшей экономической ценности. Возврат товара накладывает ответственность на производителей, импортеров, торговцев и пользователей «от истока к истоку», и таким образом включает разделение стоимостей утилизации и выброса. Чтобы гарантировать повторное использование, перепродажа должня быть сопровождаема обязательством повторно использовать/утилизировать.
ПОВТОРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ означает поиск наивысшей экономической ценности в повторном использовании товаров, компонентов и материалов – долговечность является результатом умения повторно использовать товары и компоненты. Требования повторного использования нужно принимать во внимание при разработке продуктов (строение модулярной системы, принципы стандартов); добровольный или же обязательный стимул к принятию возвращаемых товаров.
Чтобы успешно воплотить стратегию перепродажи и утилизации материала, компания должна побороть большое количество проблем. Технические проблемы включают развитие сырьевых материалов достаточно высокого качества (нейлон в качестве «инженерного пластика» отвечает этому требованию), чтобы сделать утилизацию возможной, также как и разрабатывание соответственных процессов по утилизации. Коммерческая проблема состоит в установлении систем ретро распределения, которые могут не совпадать с системами распределения. Так же как и стратегии ремаркетинга для переработанных продуктов.
С техническо-экономической точки зрения выбор должен быть сделан между возможностью применения разных опций утилизации (механической утилизации, деполимеризации, химической утилизации), и течений в стоимости логистики в будущем, так же как и будущую стоимость ремаркетинга переработанных материалов, исходя из этих технических вопросов.
5. Экономика перепродажи и утилизации: ресурсная политика – промышленная политика
На первый взгляд, замкнутые цепи ответственности, кажется, нарушают традиционное «определение задачи» в экономике: промышленность производит эффективно, покупатели используют быстро, государство выбрасывает эффективно. Стратегии по замыканию цепей ответственности, такие как добровольное или обязательное возвращение продуктов или сырья продуцентами, накладывают структурные изменения и таким образом их сложнее принять, чем «уполномоченная» утилизация материалов (пример Duales System Deutschland). Хотя, поскольку эти стратегии базируются на инновационных корпоративных методах, они высококонкурентны и рациональны, и станут даже более конкурентны с развитием экономики. Более того, будущие технические инновации следует ожидать в этой сфере в направлении технологий, усиливающих использование переработанных материалов, компонентов и товаров, так же и как коммерческие инновации держать цены по принятию товаров назад низкими. (Interface Corp, самый крупный производитель ковров, находящийся в Атланте, нашел свою стратегию по принятию обратно ковров и восстановлению нейлона через механический процесс утилизации).
Техническо-экономическая оптимизация, упомянутая выше, - результат стратегии «от истока к истоку», выражаемая ответственностью производителя за материал, и постепенная адаптация производственной и распределенческой систем; в будущем это могло бы привести к практике лизинга материалов («сдача молекулы»). Эта философия также выражена названием новой игры «Партнерство по перерождению ковров». Оно разрабатывалось в несколько этапов, начиная со складирования, потом механическая утилизация, деполимеризация и химическая утилизация, с попытками в 1991, и полноценно в 1995.
В индустриальных странах возврат и утилизация могут создать проблему перепроизводства, если размер всего рынка не будет расти в соответствии с возможностями по перепроизводству. Фабрики в таком случае, возможно, придется превратить в площадки по утилизации – нетипичная мысль для любого инвестора. Но ситуация бы так же позволила DuPont снизить свою зависимомть от поставщиков сырьевых материалов (нефтяных компаний) и зависимость от цен на нефть и любых будущих эко-налогов (налог на СО2, углерод). (DuPont с тех пор продал полностью свою нефтяную компаниэ CONOCO).
Ситуация во многих странах третьего мира совершенно иная. Они будут и далее испытывать потребность в простых материалов на строительство инфраструктуры, и страдать от нехватки доступных ресурсов и продуктов, включая пищу, жилище, инфраструктуру, медицинские и образовательные услуги. Перевод излишка фабрик хорошего качества из индустриальных стран в страны третьего мира может быть решением обеих проблем.
Также, промышленная структура для активности производства и перепроизводства, возможно, придется унифицировать и районировать, чтобы быть ближе к новым рынкам материалов. Это могло бы означать меньшие объемы производства/утилизации и соответствующие технологии. Также возможно, будет предложен стимул к использованию стандартных материалов, которые легче переработать (выбор волокон и цветов).
Хотя, все эти вопросы сочетаемы с основной корпоративной философией DuPont по овладению технологиями от сырьевой нефти к волокну, и состоянию успешного игрока в экономике свободного рынка, независимого от госсубсидий.
Утилизация – необходимость при уменьшении истощения ресурсов и отходов потребителей, которые затрагивают эко-систему и токсикологический принцип «рациональности в устойчивом развитии». Утилизация, тем не менее, не имеет влияния на приток ресурсов через точку продажи в экономике. Продукты будут все больше и больше производится из переработанных материалов, которые потом снова можно будет переработать, на пример нейлон.
Тенденция в экономике к более рациональному обществу и функциональной экономике начались некоторое время назад, и большинство экспертов еще не знают о потенциальной фундаментальной перемене, которая уже видна на горизонте. Активная политика, как на пример у DuPont с «Партнерством по перерождению ковров» освобождает компанию от надмерного слежения общих тенденций, и дает шанс сохранения лидирующей роли в переходе к более рациональной экономике.
6. Литература
«Предупредить дешевле, чем лечить», статья Financial Times написанная Франкем МакГерти (Frank McGurty) на тему изменения отношения США к вопросу загрязнений.
Химическая переработка полиамидов 66 и 6, работа Доктора Роджера А. Смита и Доктора Брайана А. Грейсона, E.I.DuPont de Nemours & Co. Inc, Вилмигтон, Делавер, США.